Чтение, после которого становится стыдно

своей невежественности. После книг такого рода становится невероятно неприятно от осознания того, что живешь ты, путешествуешь, например, наслаждаешься красотой городской архитектуры мировых столиц, то есть постоянно потребляя созданное великими людьми, и не задумываешься об этом. Не то, чтобы с благодарностью, а просто — не задумываешься. Между тем создатели нашего предметного, великолепно устроенного ныне мира — гении и титаны своего времени, вкладывали себя без остатка в свои творения. А заодно жизни и здоровье десятков, если не сотен тысяч неизвестных рабочих, мастеров и подмастерьев. Что ни строительство, так в прямом смысле — на костях. Вспоминаем ли мы о цене, которая была заплачена не нами за красоту и комфорт для нас? Или в пылу последних светских или политических желтых новостей не до того?

Книга, хоть и называется «Собор», имеется в виду Исаакиевский собор, рассказывает больше о жизни его главного архитектора и радетеля — Огюста Монферрана. И о той странной, мощной, парадоксальной эпохе в жизни России между царствованиями Александра I и Александра II.

Читаешь, и становятся яснее вещи, до того не очень понятные. Например, тот факт, что Петербург строило такое огромное количество «иностранных специалистов», которые после войны 1812 года верно служили не своей родине. С чего бы это? Просто Европа сотрясаема была войнами-революциями и решала насущные проблемы выживания своего общества. Не до архитектурных изысков было. И в это время именно Россия размахом своих начинаний манила реализоваться всех невостребованных и невероятно талантливых представителей заграничного искусства. За немалые деньги. Но и за спрос невероятный. Малейшие неудовольствие Комиссии по делам строительства, или, не дай Бог, самого государя — и помирай в болезни и нищете как легендарный Карло Росси. И не он один.

Книга написана так, что видишь историю в лицах, живых, местами привлекательных, местами отталкивающих. Многое, конечно, является авторским вымыслом и художественной интерпретацией, но все центральные события сохранили историческую подлинность. И при этом автору удалось построить свой рассказ, удивительным образом обеспечив ему горячее читательское сопереживание. Во всяком случае, в моем лице точно.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s